История Собора Святого Иоанна-Наследия Мальтийских Рыцарей.

Строительство церкви рыцарского Ордена было начато в 1572 году по распоряжению Великого Магистра Жана де Ла Кассьер и по проекту знаменитого мальтийского военного архитектора Джераломо Кассар. Кафедральный Со-Собор посвящён Святому Иоанну Крестителю- покровителю Ордена и является уникальным историческим памятником международного значения.

По своему происхождению рыцари были представителями самых знатных дворянских семей всей Европы. Их главная миссия заключалась в защите христианской веры от нападений турок-османов. После знаменитой победы в Великой Осаде 1565 года они превратили крошечный остров Мальту в неприступную крепость, как подобало военному ордену, и построили новую столицу, достойную самого знатного дворянина. Важное место в центре нового города Валлетта было выделено для их церкви.

Строительство Собора было завершено в 1577 году. Аскетичный фасад церкви украшают лишь две колокольни. Это делает её больше похожей на крепость, что очень точно отражает боевой дух Ордена после Великой Осады. Неф длиной 53 метра и шириной 15 метров, по обе стороны к нему примыкают боковые пределы-часовни. Часовни принадлежали различным Лангами по старшинству. Французский, Итальянский и Ланг Арагона, будучи самыми выдающимися, были размещены ближе к Главному Алтарю.

В XVII веке с появлением в искусстве стиля Барокко, Великий Магистр Николас Котонер распорядился реставрировать и украсить интерьер церкви.

Рыцари были готовы соперничать с самыми богатымии и знаменитыми церквями Рима, что отражало яркий и демонстративный характер той эпохи. Они жертвовали для церкви подарки высокой художественной ценности и старались обогатить её лучшими произведениями искусства. Известный художник из Калабрии Маттиа Прети, был приглашён на Мальту для работы по преврашению интерьера собора в триумф стиля Барокко. В поразительном контрасте между аскетичной скромностью фасада церкви и празднично-барочного интерьера заключается уникальность этого историко-архитектурного памятника.

12 июля 1798 года рыцари вынуждены были сдать крепость и уступить остров генералу Наполеону Бонапарту и соответственно оставить их церковь. После ухода рыцарей церковь была преобразована в Кафедральный Co-Собор. Французы достаточно быстро капитулировали в 1800 году, и вскоре острова стали частью Британской Империи. Вся власть и привилегии, которыми еще не так давно пользовались Рыцари Госпитальеры, перешли к Британскому Губернатору, и одной из этих привилегий была церковь Святого Иоанна.

В XIX веке часовня Французского Ланга стала главной мишенью фанатично настроенного движения Назарено, целью которого было реформировать христианское искусство и уничтожить все излишества барокко. Джузеппе Хизлер (1787-1858), местный бесспорный лидер движения Назарено, самолично взялся преобразовать рыцарскую церковь. Всё своё реформистское рвение он направил на Французскую часовню. Был удалён возможно наиболее украшенный алтарь в Соборе. Он собирался упростить и изменить даже могильные памятники в часовне. И уже начато было преобразование монумента Великого Магистра де Рохан, когда сильная волна протеста летом 1840 года заставила власти остановить этот вандализм.

Во время Второй мировой войны, в 1941 году Собору Святого Иоанна был нанесён серьёзный урон в результате авиационных ударов по Валлетте. Больше всего пострадала часть лоджии со стороны Торговой улицы, и только чудом церковь избежала полного уничтожения. На время войны очень многие ценности были временно перевезены в менее опасный район.

С 1974 года Трон Епископа занимает место, когда-то предназначавшееся для Великих Магистров и впоследствии для Британских Губернаторов, также покинувших Мальту.

В настоящее время Кафедральный Со-Собор Святого Иоанна является местом проведения различных культурных мероприятий и одной из самых популярных достопримечательностей, посещаемых туристами на Мальте. Он находится в ведении Соборного Фонда Святого Иоанна, созданного в 2001 году в целях обеспечения сохранения как самой церкви, так и музея.

History of St John’s – a legacy of the Knights of Malta

Commissioned in 1572 by Grand Master Jean de la Cassière as the conventual church of the Order of the Knights Hospitaller of St John and designed by the celebrated Maltese military architect Gerolamo Cassar, St John’s Co-Cathedral stands as a unique monument of international importance. The church is dedicated to St John the Baptist, the patron saint of the Order.

The Knights were noblemen from the most important families of Europe, and their mission was to protect the Catholic faith from the attacks of the Ottoman Turks. After defending the tiny island of Malta from the Ottomans in the Great Siege of 1565, they turned Malta into a fortress that befitted a military Order and built a new capital city worthy of noblemen. Pride of place in the centre of the new city ‘Valletta’ was reserved for their Church.

Building was completed on St John’s in 1577. The plain façade flanked by two large bell towers is austere and has the character of a fortress reflecting the sober mood of the Order after the Great Siege. The nave is 53 metres in length and 15 metres wide with side chapels on either side. These chapels were assigned to the various langues according to seniority. The French, Italian and Aragonese langues, being prominent, were placed closest to the altar.

As the dawn of the 17th century ushered in the new Baroque style, Grand Master Cotoner ordered the redecoration of the Church’s interior.

The Knights were eager to rival the great churches of Rome and the era’s flamboyant and demonstrative character provided ample material. They donated gifts of high artistic value and made enormous contributions to enrich it with only the best works of art by leading artists available to them. The Calabrian artist Mattia Preti, who was commissioned the work, transformed the interior into a celebration of Baroque art. It is the contrast between the simple and sober façade of the building with the festive mood of the interior that makes St John’s such a unique monument.

On the 12 July 1798, the Knights reluctantly ceded the Islands to General Napoleon Bonaparte and, in so doing, left their conventual church. It was at this time that the church was made into a Co-Cathedral. The French capitulated in 1800 and the British Governor soon took over the island. The same privileges enjoyed by the ruling Knights were reserved for the British Governor and, one of these privileges, was the church of St John’s.

In the 19th century, the chapel of the French Langue was the main target of Nazarener fanaticism, a movement that aspired to reform Christian art and wipe out the memory of the previous Baroque efflorescence. St John’s was entrusted to Giuseppe Hyzler (1787-1858), the local undisputed leader of the Nazarener movement. In his reforming zeal he immediately set upon the French Chapel by removing what may have very well been the most artistically interesting altar in St John’s. Under his direction, even the sepulchral monuments in the chapel were to be reformed and some damage had already been wreaked on the monument to Grand Master de Rohan when a strong protest in the summer of 1840 led the authorities to halt the attack.

In 1941, during the Second World War, St John’s Co-Cathedral suffered severe damage as a result of a bombing attack over Valletta. Part of the Loggia on Merchants Street suffered most as the church narrowly escaped total annihilation.

Fortunately, the contents had been transferred elsewhere in good time.

Since 1974, the Bishop’s throne has stood in place of that once intended for the Grand Masters and their successors – the British Governors – who had now also left Malta.

Today, St John’s is also a venue for cultural events and is one of the most popular cultural attractions visited by tourists in Malta. It is administered by the St John’s Co-Cathedral Foundation, which was set up in 2001 to ensure the church’s and museum’s conservation.